МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
22.03.2001 N 136 г. Москва
Об утверждении Положения о Департаменте инспектирования территорий
и сил гражданской обороны
В соответствии с приказом МЧС России от 30 января 2001 г. N 34
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте
инспектирования территории и сил гражданской обороны Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
2. Признать утратившим силу приложение N 2 к приказу МЧС
России от 24.03.2000г. N 175 ДСП и приказ МЧС России от 28.08.2000
г. N 448.
3. Настоящий приказ довести до заместителей Министра,
начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений
и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных
центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, командиров соединений и
воинских частей войск гражданской обороны, руководителей
организаций МЧС России в порядке, установленном приказом МЧС
России от 6.10.97 N 590.
Министр С.К.Шойгу
Приложение
к приказу МЧС России
от 22.03.2001 N 136
ПОЛОЖЕНИЕ
о Департаменте инспектирования территории и сил гражданской
обороны
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
1. Департамент инспектирования территории и сил гражданской
обороны (далее - Департамент) является самостоятельным структурным
подразделением Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее - Министерство). Порядок
деятельности Департамента определяется указаниями Министра.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется
действующим законодательством Российской Федерации, Положением о
Министерстве и настоящим Положением, приказами, директивами и
указаниями Министерства.
3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам,
входящим в его компетенцию, во взаимодействии со всеми
структурными подразделениями центрального аппарата и должностными
лицами Министерства, а также региональными центрами по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (далее - региональные центры),
органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской
обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, соединениями,
воинскими частями войск гражданской обороны, организациями МЧС
России (далее -система Министерства), государственными надзорными и
контрольными органами, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Департамент состоит из отделов: организационно-планового и
сводного анализа; инспектирования территорий по вопросам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; инспектирования
системы МЧС России; координации деятельности надзорных органов
Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий;
гостехэнергонадзора и охраны труда.
5. Основными задачами Департамента являются:
организация и осуществление на территории Российской
Федерации в соответствии с ежегодным Планом основных мероприятий
Российской Федерации по вопросам гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ежегодным
Комплексным планом основных мероприятий МЧС России проверок
федеральных органов исполнительной власти по вопросам гражданской
обороны, проверок по вопросам гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в субъектах
Российской Федерации, органах местного самоуправления;
осуществление надзора за выполнением установленных требований
по гражданской обороне;
организация и проведение установленным порядком
инспектирования региональных центров, войск гражданской обороны,
поисково-спасательных формирований и организаций МЧС России.
Проведение по указанию Министра проверок структурных подразделений
центрального аппарата МЧС России по выполнению задач по
предназначению;
обеспечение деятельности Координационного совета
государственных надзорных и контрольных органов при
Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, осуществление через Координационный совет
координации деятельности государственных надзорных и контрольных
органов по реализации контрольных функций, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций;
организация и ведение работы по гостехэнергонадзору в системе
Министерства, осуществление контроля за его состоянием;
организация и ведение работы по охране труда в системе
Министерства, осуществление контроля за её состоянием.
6. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами:
в установленном порядке проводит проверки федеральных органов
исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;
организует и проводит по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления проверки по вопросам гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
организует и проводит проверки региональных центров, войск
гражданской обороны Российской Федерации, органов управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах
местного самоуправления по вопросам готовности к действиям в
чрезвычайных ситуациях, организует и осуществляет контроль за
выполнением ими требований нормативных правовых актов в области
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, а также за разработкой и реализацией мер, направленных
на уменьшение возможных последствий чрезвычайных ситуаций;
осуществляет по указанию Министра проверки структурных
подразделений центрального аппарата МЧС России по вопросам
эффективности выполнения возложенных на них задач в соответствии с
положениями о структурных подразделениях центрального аппарата;
осуществляет координацию деятельности отделов (групп)
инспекций региональных центров, по вопросам реализации надзорных и
контрольных функций, организации и проведения проверок в
соответствии с возложенными на них задачами;
осуществляет совместно с Департаментом предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций контроль за ходом выполнения
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
проводимых в МЧС России, результатами их внедрения и
эффективностью применения;
осуществляет методическое руководство, координацию
деятельности департаментов, управлений и самостоятельных отделов
центрального аппарата, региональных центров, органов управления по
делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах
местного самоуправления по осуществлению надзора и контроля в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
осуществляет надзор во взаимодействии с другими структурными
подразделениями центрального аппарата МЧС России и органами
государственного надзора за соблюдением федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного самоуправления,
предприятиями и организациями (независимо от форм собственности)
установленных требований по гражданской обороне, требований в
области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
контроль за выполнением нормативных правовых актов МЧС России,
принятых в пределах своей компетенции;
участвует совместно с Департаментом войск гражданской обороны
и спасательных формирований, Организационно-мобилизационным
департаментом в контроле за накоплением, размещением, хранением и
своевременным обновлением вооружения, техники и других
материально-технических средств, предназначенных для развертывания
войск гражданской обороны и проведения аварийно-спасательных и
других неотложных работ в мирное и военное время;
участвует совместно с Управлением связи и оповещения, 151
Центром управления в кризисных ситуациях и другими структурными
подразделениями центрального аппарата МЧС России в осуществлении
контроля за работой территориальных систем централизованного
оповещения гражданской обороны;
участвует совместно с Отделом обучения населения, подготовки
руководящего состава и гражданских организаций гражданской обороны
МЧС России, региональными центрами в мероприятиях по контролю за
обучением населения в рамках единой системы подготовки в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
участвует совместно с департаментами финансово-экономической
деятельности, войск гражданской обороны и спасательных
формирований, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
Контрольно-ревизионным отделом в осуществлении контроля за целевым
расходованием средств резервного фонда Правительства Российской
Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий, выделенных МЧС России;
участвует совместно с Управлением закупок и резервов в
осуществлении контроля за использованием и восполнением резервов
материальных ресурсов, созданных в МЧС России для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
вносит предложения о рассмотрении результатов инспектирования
и проверок на заседаниях коллегии МЧС России, военного совета
войск гражданской обороны или совещаниях руководящего состава
(центрального аппарата) МЧС России, а также для принятия
руководством Министерства предупредительных мер по устранению
причин, оказывающих негативное влияние на реализацию задач
возложенных на МЧС России;
разрабатывает на основе обобщения результатов надзорной и
контрольной деятельности и анализа чрезвычайных ситуаций
предложения и рекомендации (для региональных центров, комиссий по
чрезвычайным ситуациям и органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления)
по вопросам распространения передового опыта, устранения
выявленных недостатков, а также необходимые
организационно-методические документы по осуществлению надзорной и
контрольной деятельности в системе Министерства;
организует в установленном порядке, а также через
Координационный совет государственных надзорных и контрольных
органов при Межведомственной комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций взаимодействие с другими
государственными надзорными органами Российской Федерации при
планировании и осуществлении надзорно-инспекционной деятельности
по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовит проекты
совместных документов по организации взаимодействия с ними,
готовит заседания указанного Координационного совета
государственных и надзорных органов;
участвует в разработке проекта ежегодного Плана основных
мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и проекта
ежегодного Комплексного плана основных мероприятий МЧС России,
составляет график инспекторских, целевых и внезапных проверок
региональных центров, органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
войск гражданской обороны Российской Федерации;
участвует совместно с Департаментом предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций в разработке и реализации единой
политики Министерства в области предупреждения и ликвидации
последствий стихийных бедствий;
осуществляет координацию деятельности других департаментов,
управлений и самостоятельных отделов Министерства, а также
региональных центров, органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления,
соединений, воинских частей войск гражданской обороны, организаций
МЧС России по вопросам выполнения задач, возложенных на
Департамент;
обеспечивает контроль за эффективным функционированием
системы взаимодействия и взаимного информирования в звене:
центральный аппарат МЧС России - региональный центр по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий - орган управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органе
исполнительной власти субъекта Российской Федерации - орган
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
при органе местного самоуправления по вопросам реализации законов
и других нормативных правовых актов, касающихся вопросов, входящих
в компетенцию Министерства, соответственно на федеральном,
региональном, территориальном и местном уровнях;
организует ведение работы по гостехэнергонадзору в системе
Министерства, осуществляет контроль за его состоянием, организует
и контролирует подготовку и аттестацию инспекторов
гостехэнергонадзора войск гражданской обороны, организаций МЧС
России;
организует и осуществляет работу по охране труда, контроль за
ее состоянием в системе Министерства;
организует разработку и утверждение в установленном порядке
отраслевых правил, типовых инструкций и других отраслевых
нормативных правовых актов по охране труда и доводит их до системы
Министерства;
участвует в разработке и реализации отраслевых программ по
улучшению условий и охраны труда;
взаимодействует и сотрудничает с органами государственного
управления охраной труда, государственной экспертизой условий
труда, Рострудинспекцией, объединениями профессиональных союзов;
осуществляет ежегодный анализ деятельности региональных
центров, органов управления по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органах местного самоуправления и
организаций МЧС России по выполнению нормативных правовых актов
МЧС России, порядку их доведения и исполнения подчиненными
структурными подразделениями, воинскими частями и организациями,
на основе анализа представляет обобщенный доклад Министру;
участвует в установленном порядке в работе по подбору и
расстановке кадров на должности начальников подразделений
инспекций региональных центров;
разрабатывает (участвует в разработке) проектов
законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам
осуществления надзора и контроля в области гражданской обороны,
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проектов
нормативных актов МЧС России, замыслов учений и тренировок,
участвует в мероприятиях, проводимых другими департаментами,
управлениями, самостоятельными отделами в пределах компетенции
Департамента;
проводит в отдельных случаях, по указанию Министра,
административные расследования и дознания, проверки по письмам,
жалобам и заявлениям граждан, вырабатывает предложения по борьбе с
правонарушениями, относящимися к компетенции Министерства;
готовит доклады, отчеты по вопросам выполнения надзорных и
контрольных функций, возложенных на Департамент;
готовит материалы к заседаниям Правительства Российской
Федерации, Совета Безопасности Российской Федерации,
межведомственных комиссий по вопросам, отнесенных к компетенции
Департамента;
участвует в разработке и реализации мероприятий по защите
государственной тайны, служебной и конфиденциальной информации, а
также защите информации, подлежащей хранению, обработке и передаче
с использованием технических средств в соответствии с действующими
в системе Министерства нормативно-методическими документами.
7. Департаменту предоставляется право:
запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
региональных центров, органов управления по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям при органах исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
соединений, воинских частей войск гражданской обороны и
организаций МЧС России информацию, необходимую для решения
возложенных на Департамент задач;
привлекать, в установленном порядке специалистов и
организации для участия в проведении проверок по вопросам
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций соответственно в субъектах Российской Федерации, органах
местного самоуправления и федеральных органах исполнительной
власти;
вести в установленном порядке переписку по вопросам своей
компетенции;
ставить вопрос перед руководством Министерства о привлечении
к административной ответственности соответствующих должностных лиц
МЧС России, виновных в невыполнении или ненадлежащем выполнении
функциональных обязанностей повлиявших на своевременное и
качественное решение основных задач, возложенных на
соответствующие структурные подразделения, а также совершивших
административные правонарушения, выявленные в ходе проверок;
пользоваться банками данных центрального аппарата МЧС России
и организаций системы Министерства по вопросам, отнесенным к
компетенции Департамента;
координировать деятельность надзорных органов (работников,
осуществляющих надзорную деятельность) в региональных центрах,
соединениях, воинских частях войск гражданской обороны и
организациях МЧС России;
при осуществлении, по указанию Министра, проверок структурных
подразделений центрального аппарата МЧС России по вопросам
эффективности выполнения возложенных на них задач, истребовать
необходимые документы характеризующие их деятельность, а также
проводить проверку доведения и исполнения отдельных задач
реализуемых этими подразделениями в отдельных организациях и
воинских частях МЧС России.
8. Департамент возглавляет начальник Департамента,
назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности
Президентом Российской Федерации по представлению Министра
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Начальник Департамента подчиняется непосредственно Министру.
Начальник Департамента имеет трех заместителей. Заместители
начальника Департамента назначаются и освобождаются от должности
Министром по представлению начальника Департамента.
9. Начальник Департамента осуществляет руководство
Департаментом на основе единоначалия и несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач.
10. Начальник Департамента:
организует и координирует деятельность отделов Департамента,
определяет и уточняет задачи отделов, контролирует их выполнение,
координирует деятельность департаментов, управлений и
самостоятельных отделов Министерства в интересах выполнения задач,
возложенных на Департамент;
распределяет обязанности между заместителями начальника
Департамента и начальниками отделов Департамента;
обеспечивает подбор и расстановку кадров в Департаменте;
организует мероприятия по повышению квалификации работников
Департамента;
вносит в установленном порядке предложения по
совершенствованию структуры Департамента и Министерства в целом;
обеспечивает условия труда сотрудников Департамента,
определенные действующим законодательством Российской Федерации,
выступает инициатором по совершенствованию условий оплаты труда и
поощрения за успехи в труде;
по поручению руководства Министерства представляет в
установленном порядке интересы Министерства по вопросам,
относящимся к компетенции департамента, кроме представительства,
на осуществление которого, согласно действующему законодательству,
выдается доверенность, либо непосредственно указывается в акте
Министерства;
в отношении военнослужащих Департамента руководствуется
требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской
Федерации.
11. Департамент имеет печать со своим наименованием для
удостоверения подписей на документах (паспорта, формуляры,
удостоверения, предписания), справках о регистрации объектов
надзора, а также штампы для регистрации объектов надзора, личные
штампы с указанием занимаемой должности, фамилии, имени, отчества
должностного лица, места для даты и подписи и пломбир для
пломбирования запрещенных к дальнейшей эксплуатации объектов
надзора.
Начальник Департамента инспектирования
территорий и сил гражданской обороны
генерал-лейтенант С.С.Салов