ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обращении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Председателю
Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову о
проведении реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства
Российской Федерации М.М.Касьянову о проведении реформы
жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение
Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Г.Н.Селезнев
Москва
11 июля 2001 года
N 1786-III ГД
_________________
ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К Председателю Правительства
Российской Федерации М.М.Касьянову
о проведении реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации
Уважаемый Михаил Михайлович!
Депутаты Государственной Думы, понимая необходимость
дальнейшего реформирования жилищно-коммунального хозяйства в
Российской Федерации, разделяют озабоченность граждан Российской
Федерации возможными негативными социальными последствиями этой
реформы, в частности планирующимся переходом к оплате потребителями
всех видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в размере 100
процентов их стоимости.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших
отраслей экономики Российской Федерации. Однако за последние 10 лет
износ основных фондов в целом по отрасли превысил 70 процентов. В
настоящее время задолженность потребителей всех категорий
предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства
составляет более 250 млрд. рублей, из которых большую часть
составляют долги предприятий и организаций, являющихся получателями
бюджетных средств.
В ходе проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства оно
претерпело серьезные структурные изменения. В его состав не входят
в настоящее время гостиничное и банно-прачечное хозяйства, многие
предприятия жилищно-коммунального хозяйства были приватизированы.
Важнейшими направлениями деятельности предприятий и
организаций жилищно-коммунального хозяйства являются электро-,
газо-, тепло- и водоснабжение населения, обеспечение
функционирования систем канализации, техническое обслуживание
жилья.
Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства стало
причиной событий прошедшей зимы в Приморском крае и других
субъектах Российской Федерации.
Проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства в последние
годы свелось фактически только к увеличению размеров платежей
граждан за предоставляемые им жилищно-коммунальные услуги, при этом
качество этих услуг не улучшалось.
В связи с постоянным ростом цен на энергоносители возрастают и
цены на жилищно-коммунальные услуги, даже несмотря на то, что
органами местного самоуправления рост цен сдерживается. При этом
нередки случаи, когда в себестоимости тех или иных
жилищно-коммунальных услуг стоимость энергоносителей составляет
более 50 процентов, в то время как собственных денежных средств для
развертывания широкомасштабных программ энергосбережения у
предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства нет.
В Санкт-Петербурге в 1999-2001 годах расходы граждан на оплату
жилищно-коммунальных услуг увеличились с января 1999 года по июнь
2001 года в 3,2 раза при сохранении уровня платежей граждан за
жилищно-коммунальные услуги в размере 60 процентов их
себестоимости.
Совет народных депутатов Камчатской области в своем обращении
к Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства
Российской Федерации и в Государственную Думу сообщает, что в
настоящее время более половины нанимателей жилых помещений в
Камчатской области в состоянии оплачивать не более 20 процентов
стоимости жилищно-коммунальных услуг. Номинальный среднедушевой
доход в Камчатской области составил 2 713,2 рубля в месяц (в 2000
году - 2 900 рублей) при прожиточном минимуме 2 022,5 рубля. В
городе Петропавловске-Камчатском, в котором проживает большая часть
населения Камчатской области, среднемесячный расчетный размер
оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг составляет 1 018,9
рубля. В Камчатской области за чертой бедности проживает 42
процента жителей.
В 2000 году рост реальных доходов населения Рязанской области
составил, по данным органов государственной статистики, 4,5
процента по сравнению с уровнем 1999 года, а федеральный стандарт
оплаты жилья и коммунальных услуг граждан (по всем видам
предоставляемых жилищно-коммунальных услуг) в 2001 году увеличился
на 10 процентов по сравнению с 2000 годом.
Федеральный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг,
установленный постановлением Правительства Российской Федерации от
15 декабря 2000 года N 965 "О федеральных стандартах перехода на
новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000-2001
годы", по мнению депутатов Рязанской областной Думы, не учитывает
платежеспособность граждан, финансовые возможности органов местного
самоуправления, которые не имеют денежных средств для
предоставления субсидий (компенсаций) гражданам на оплату
жилищно-коммунальных услуг. Рязанская областная Дума в своем
обращении к Президенту Российской Федерации В.В.Путину,
Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову и
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации Г.Н.Селезневу просит принять решение о приостановке
реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской
Федерации и пересмотре ее концепции с учетом реальных возможностей
граждан.
По вопросам проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства
в Государственную Думу поступило более 70 обращений от
законодательных (представительных) органов субъектов Российской
Федерации.
Финансовое состояние предприятий и организаций
жилищно-коммунального хозяйства таково, что более половины из них
фактически являются банкротами. Они не имеют средств на ремонт
оборудования и закупку энергоносителей, вследствие чего темпы
подготовки предприятий и организаций жилищно-коммунального
хозяйства к зиме 2001/02 года практически во всех субъектах
Российской Федерации крайне низкие.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации обращается к Вам, уважаемый Михаил
Михайлович, со следующими предложениями:
внести изменения в постановление Правительства Российской
Федерации от 15 декабря 2000 года N 965 "О федеральных стандартах
перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на
2000-2001 годы" в целях приведения его в соответствие с Законом
Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и
установить федеральный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг
на 2001 год в размере 50 процентов их стоимости с тем, чтобы к 2008
году пропорционально по годам довести его до 100 процентов
указанной стоимости. При этом очень важно внедрить гибкую
дифференцированную систему предоставления субсидий (компенсаций)
гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг;
принять экстренные меры по погашению задолженностей
потребителей, являющихся получателями бюджетных средств,
предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства,
списанию штрафов и пеней;
незамедлительно рассмотреть вопрос о возможности выделения
предприятиям и организациям жилищно-коммунального хозяйства
кредитов под гарантии Правительства Российской Федерации на
выполнение работ по стабилизации систем жизнеобеспечения граждан и
хозяйствующих субъектов и развертывание программ
энергоресурсосбережения;
внести предложение Президенту Российской Федерации о создании
федерального органа исполнительной власти, координирующего вопросы
жизнеобеспечения населения Российской Федерации.
Москва
11 июля 2001 года