О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по ходатайству Государственного Совета Республики
Татарстан об официальном разъяснении Постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня
1998 года по делу о проверке конституционности положений
пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта 3 и пункта 4 статьи 13,
пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона
от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации"
город Москва 14 февраля 2002 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего Ю.Д.Рудкина, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука,
Г.А.Гаджиева, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, А.Я.Сливы, О.И.Тиунова,
Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в заседании палаты ходатайство Государственного
Совета Республики Татарстан,
у с т а н о в и л:
1. В ходатайстве Государственного Совета Республики Татарстан
об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда
Российской Федерации от 10 июня 1998 года по делу о проверке
конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта "а" пункта
3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58
Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" ставится вопрос, могут ли субъекты Российской
Федерации создавать двухпалатный законодательный (представительный)
орган государственной власти, одна из палат которого формируется из
представителей административно-территориальных единиц или (и)
муниципальных образований без соблюдения принципа примерно равного
представительства избирателей в избирательных округах.
По мнению Государственного Совета Республики Татарстан, чья
аргументация основывается на правовых позициях Конституционного
Суда Российской Федерации, выраженных в названном Постановлении,
субъектам Российской Федерации принадлежит такое право, однако, как
указывается в ходатайстве, Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" препятствует формированию одной из палат
законодательного (представительного) органа без соблюдения принципа
примерно равного представительства.
2. В Постановлении от 10 июня 1998 года Конституционный Суд
Российской Федерации подтвердил право субъектов Российской
Федерации создавать палату парламента, состоящую из представителей
административно-территориальных единиц или (и) муниципальных
образований. При этом в абзаце третьем пункта 5 мотивировочной
части данного Постановления прямо недвусмысленно указывается, что
при формировании такой палаты допускается возможность отступления
от принципа равного представительства, и уточняется, что в этом
случае полномочия палат должны быть сбалансированы, с тем чтобы
решения палаты, депутаты которой избираются по избирательным
округам с примерно равным числом избирателей и представляют
непосредственно население, не блокировались палатой, формируемой
без обеспечения равного представительства.
В Постановлении от 22 января 2002 года по делу о проверке
конституционности части второй статьи 69, части второй статьи 70 и
статьи 90 Конституции Республики Татарстан, а также пункта 2 статьи
4 и пункта 8 статьи 21 Закона Республики Татарстан "О выборах
народных депутатов Республики Татарстан" Конституционный Суд
Российской Федерации указал на возможность сочетания в
законодательном (представительном) органе субъекта Российской
Федерации - при соблюдении требований Конституции Российской
Федерации - различных способов обеспечения представительства, в том
числе наличия представительства от территориальных единиц. При
этом, в силу изложенной в данном Постановлении правовой позиции,
такое сочетание допустимо только в двухпалатном законодательном
органе, поскольку в однопалатном парламенте невозможно установить
процедуры голосования и принятия решений, обеспечивающие раздельное
выражение воли депутатов, избранных по разным принципам
представительства - от территорий и от избирательного корпуса в
целом (осуществляемого с соблюдением средней нормы).
3. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное
разъяснение решения Конституционного Суда Российской Федерации
дается им самим в пределах содержания разъясняемого решения и не
должно являться простым его воспроизведением; ходатайство о даче
официального разъяснения не может быть рассмотрено, если
поставленные в нем вопросы не требуют какого-либо дополнительного
истолкования решения.
В данном случае такая необходимость отсутствует. Все органы
государственной власти, иные субъекты правоотношений в силу статьи
6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации" обязаны исходить из конституционного смысла
положений пункта 3 статьи 19 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", выявленного в названном
Постановлении.
Вопрос же о соответствии предусмотренных законодательством
того или иного субъекта Российской Федерации, регулирующим
формирование представительного органа государственной власти,
отступлений от средней нормы представительства сформулированным в
Постановлении от 10 июня 1998 года критериям, равно как и вопрос о
конституционности норм федерального законодательства
рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации как по
обращениям заявителей, считающих соответствующие положения
противоречащими Конституции Российской Федерации, так и по
обращениям заявителей, считающих эти положения подлежащими действию
вопреки официально принятому решению об отказе применять и
исполнять их как противоречащие Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79
и статьей 83 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд
Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Дальнейшее рассмотрение ходатайства Государственного Совета
Республики Татарстан в заседании Конституционного Суда Российской
Федерации прекратить, поскольку поставленные заявителем вопросы
нашли разрешение в Постановлении, о разъяснении которого он
ходатайствует.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации
поданному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской
газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 14-О