ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
от 17 июля 2002 г. N 983-р
г. Москва
Утратилo силу - Постановление
Правительства Российской Федерации
от 10.06.2010 г. N 429
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р; постановлений Правительства Российской
Федерации от 05.12.2005 г. N 715; от 03.11.2007 г. N 743;
от 25.04.2008 г. N 307)
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма" утвердить прилагаемые Рекомендации по
разработке организациями, совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в
целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма. (В редакции
Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р)
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов
__________________________
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2002 г.
N 983-р
РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке организациями, совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в
целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р; постановлений Правительства Российской
Федерации от 05.12.2005 г. N 715; от 03.11.2007 г. N 743;
от 25.04.2008 г. N 307)
1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к
разработке организациями, совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников
рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании,
организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации,
осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и
драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
организации, содержащие тотализаторы, букмекерские конторы, а также
организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и
иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме,
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или
негосударственными пенсионными фондами, организации, оказывающие
посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества, организации, не являющиеся кредитными
организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных
денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о
банках и банковской деятельности, коммерческие организации,
заключающие договоры финансирования под уступку денежного
требования в качестве финансовых агентов (далее именуются -
организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма (далее именуются -
правила). (В редакции Постановления Правительства Российской
Федерации от 25.04.2008 г. N 307)
2. (Утратил силу - Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р)
3. Правила должны содержать порядок документального
фиксирования необходимой информации, обеспечения
конфиденциальности информации, квалификационные требования к
подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с
денежными средствами или иным имуществом в случаях,
предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии
выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики
деятельности соответствующей организации. (В редакции Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р)
4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом
(далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в
соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма", документально фиксируется: (В редакции Распоряжения
Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р)
а) вид операции и основания ее совершения;
б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического или
юридического лица, совершающего операцию;
г) сведения, необходимые для идентификации физического или
юридического лица, по поручению и от имени которого совершается
операция;
д) сведения, необходимые для идентификации представителя
физического или юридического лица, совершающего операцию от имени
этого лица;
е) сведения, необходимые для идентификации получателя по
операции с денежными средствами или иным имуществом и его
представителя.
5. Правила должны предусматривать выявление и документальное
фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному
контролю, операций со следующими признаками:
а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей
очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
б) несоответствие сделки целям деятельности организации,
установленным ее учредительными документами;
в) неоднократное совершение операций или сделок, характер
которых дает основание полагать, что целью их осуществления
является уклонение от процедур обязательного контроля;
г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки
осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма. (В редакции
Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р)
При разработке критериев выявления и определении признаков
необычных сделок учитывается также специфика деятельности
организации и рекомендации, утверждаемые Федеральной службой по
финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими
надзорными органами. (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
6. В правилах должны предусматриваться разработка и
реализация следующих программ осуществления внутреннего контроля:
а) идентификация клиентов организации, установление и
идентификация выгодоприобретателей, за исключением случаев,
установленных пунктами 1-1 и 1-2 статьи 7 Федерального закона
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма"; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и
иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, или финансирования терроризма; (В
редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р)
в) оценка риска совершения клиентом организации операций,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма; (В редакции
Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р)
г) документальное фиксирование необходимой информации;
д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма; (В редакции Распоряжения Правительства
Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р)
е) иные программы.
Указанные программы разрабатываются организациями с учетом
специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых
Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с
соответствующими надзорными органами. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
7. При разработке программы идентификации клиентов организации
целесообразно предусматривать использование анкетирования -
составления документа, содержащего сведения о клиенте организации и
его деятельности, а также сведения о выгодоприобретателе. (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются
Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с
соответствующими надзорными органами. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
8. В целях идентификации физических лиц на основании
документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются
следующие данные:
а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из
закона или национального обычая);
б) дата и место рождения;
в) место жительства (регистрации);
г) место пребывания;
д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия
и номер, дата выдачи и орган, его выдавший);
е) гражданство; (Дополнен - Постановление Правительства
Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
ж) сведения о миграционной карте; (Дополнен - Постановление
Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
з) сведения о документе, подтверждающем право иностранного
гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание)
в Российской Федерации. (Дополнен - Постановление Правительства
Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом
органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при
его наличии).
9. В целях идентификации юридических лиц на основании
учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и
фиксируются следующие данные:
а) наименование;
б) государственный регистрационный номер; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
в) место государственной регистрации; (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
г) место нахождения;
д) почтовый адрес;
е) идентификационный номер налогоплательщика (при его
наличии) или код иностранной организации; (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
ж) коды форм федерального государственного статистического
наблюдения.
10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать
особое внимание на следующие данные:
а) состав учредителей (участников) юридического лица;
б) структура органов управления юридического лица и их
полномочия;
в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного
(складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости
имущества.
11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило,
не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в
результате идентификации клиентов организации, установления и
идентификации выгодоприобретателей. (В редакции Постановления
Правительства Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
12. В правилах должно предусматриваться обязательное
составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой
руководителем организации) сообщения об операции при выявлении
признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных
операций, в отношении которых возникают подозрения, что они
осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма. (В редакции
Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р)
Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным
утверждаются Федеральной службой по финансовому мониторингу. (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
13. Сообщение об операции незамедлительно передается
ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия
решения о целесообразности его представления руководителю
организации.
О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об
операции делается соответствующая запись.
Окончательное решение о предоставлении сведений о
соответствующей операции в Федеральную службу по финансовому
мониторингу принимает руководитель организации. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
14. Если организация оценивает риск совершения клиентом
операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, и финансированием терроризма, как
высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание. (В
редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 08.01.2003 г. N 9-р)
15. Документальное фиксирование информации осуществляется на
основании информации и документов, предоставляемых клиентами
организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента
организации, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и
иных участников операции, а также определить основания ее
совершения, должны быть действительны на дату их предъявления. (В
редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
16. Способы фиксирования информации для целей противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма, предусматриваемые в правилах, должны
обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции
(сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей
организации. (В редакции Распоряжения Правительства Российской
Федерации от 08.01.2003 г. N 9-р)
17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля
должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой
информации о клиентах организации, выгодоприобретателях и
совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых
организацией при реализации таких программ. (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 03.11.2007 г. N 743)
18. При разработке программы хранения информации и документов,
получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть
предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в
установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте
организации и выгодоприобретателе или иных участниках операции, в
течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных
обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в
установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов
и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты
совершения операции. (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 03.11.2007 г. N 743)
Учет и хранение сообщений об операции осуществляются
ответственным лицом.
19. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской
Федерации от 05.12.2005 г. N 715)
_______________