П Р И К А З
Государственного комитета Российской Федерации
по физической культуре и спорту
от 5 ноября 2002 г. N 440
Об утверждении правил классификации
и технического надзора за спортивными судами
Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
11 декабря 2002 г. Регистрационный N 4023
В соответствии со статьями 6 и 23 Кодекса торгового
мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ
(Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18,
ст. 2207) и постановлением Правительства Российской Федерации от
31 января 2001 г. N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием
и техническом надзоре за спортивными и прогулочными судами в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2001, N 6, ст. 579) приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Правила классификации спортивных судов (приложение N 1);
1.2. Правила технического надзора за спортивными судами
(приложение N 2).
2. Руководителям органов управления физической культурой и
спортом субъектов Российской Федерации принять к исполнению
указанные в п. 1 настоящего приказа нормативные правовые акты.
3. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в
Министерство юстиции Российской Федерации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за
собой.
___________
Приложение N 1
к приказу Государственного комитета
Российской Федерации
по физической культуре и спорту
от 5 ноября 2002 г.
N 440
Правила классификации спортивных судов
1. Классификация спортивных судов в Российской Федерации
осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по
физической культуре и спорту в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 января 2001 года N 74 "О
государственном надзоре за мореплаванием и техническом надзоре за
спортивными и прогулочными судами в Российской Федерации".
2. Классификация спортивных судов производится по назначению,
району плавания и основному двигателю<1>.
3. По назначению спортивные суда классифицируются:
- Гоночные суда - суда, предназначенные преимущественно или
исключительно для соревнований.
- Крейсерские суда - суда, предназначенные преимущественно или
исключительно для дальних спортивных плаваний.
- Крейсерско-гоночные суда - суда, которые могут
использоваться как для дальних спортивных плаваний, так и для
соревнований (гонок).
- Учебно-тренировочные суда - суда, предназначенные
преимущественно или исключительно для обучения спортсменов
управлению спортивным судном.
- Суда для установления рекордов скорости.
4. В зависимости от вероятных ветровых, волновых условий и
удаленности от места ближайшей безопасной стоянки (убежища)
спортивные суда классифицируются по следующим районам плавания:
- Категория 0 (Океан) - районы океанов с вероятной силой ветра
более 28 м/с и вероятной высотой волны более 7 м, включая районы, в
которых температура воздуха и воды может быть менее 5°С, где суда
должны быть полностью автономны очень длительное время, способны
противостоять тяжелым штормам и подготовлены к встрече с серьезной
аварией без надежды на постороннюю помощь.
- Категория 1 (Открытое море) - морские районы вдали от берега
с вероятной силой ветра более 28 м/с и вероятной высотой волны
более 7 м, где суда должны быть полностью автономны длительное
время, способны противостоять тяжелым штормам и подготовлены к
встрече с серьезной аварией без надежды на постороннюю помощь.
- Категория 2 (Море) - районы с вероятной силой ветра
21-28 м/с и вероятной высотой волны 4-7 м, с удалением от места
убежища не более 200 морских миль, где от судов требуется высокая
степень автономности.
- Категория 3 (Морской ограниченный район) - районы с
вероятной силой ветра 21-28 м/с и вероятной высотой волны 4-7 м, с
удалением от места убежища не более 50 морских миль.
- Категория 4 (Прибрежный район) - районы с вероятной силой
ветра 17-21 м/с и вероятной высотой волны 2-4 м, с удалением от
места убежища не более 12 морских миль.
- Категория 5 (Закрытые воды) - ограниченные защищенные
морские акватории с вероятной силой ветра 13-17 м/с, с удалением от
места убежища не более 3 морских миль.
5. По основному двигателю спортивные суда классифицируются по
следующим типам:
- Парусные суда - суда, основным двигателем которых является
сила ветра.
- Моторные суда - суда, основным двигателем которых является
механический двигатель.
- Гребные суда - суда, основным двигателем которых является
мускульная сила человека.
________________
<1> Под спортивными судами следует понимать суда
спроектированные, построенные или переоборудованные преимущественно
или исключительно для занятий спортом, соревнований, тренировок,
дальних спортивных плаваний, занятий другими водными техническими
видами спорта.
___________
Приложение N 2
к приказу Государственного комитета
Российской Федерации
по физической культуре и спорту
от 5 ноября 2002 г.
N 440
Правила технического надзора за спортивными судами
1. Технический надзор за спортивными судами в Российской
Федерации осуществляется Государственным комитетом Российской
Федерации по физической культуре и спорту в соответствии со статьей
23 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2001
года N 74 "О государственном надзоре за мореплаванием и техническом
надзоре за спортивными и прогулочными судами в Российской
Федерации".
2. Технический надзор за спортивными судами предусматривает:
- первоначальное освидетельствование;
- очередное освидетельствование;
- специальное (внеочередное) освидетельствование.
3. Для проведения первоначального освидетельствования должно
быть предъявлено само спортивное судно и предоставлены следующие
документы:
- заявление о проведении первоначального освидетельствования;
- документы, подтверждающие право собственности на спортивное
судно;
- документы производителя или иная техническая документация
(при наличии).
4. Для первоначального освидетельствования спортивное судно
должно быть поднято из воды на берег и закреплено для безопасности
осмотра.
5. При первоначальном освидетельствовании производится полный
осмотр корпуса судна, осмотр и проверка действия всех механизмов,
устройств и оборудования судна, а именно:
- обшивки и элементов набора корпуса;
- силовых элементов и узлов их крепления;
- палубного оборудования;
- леерных устройств;
- водонепроницаемости закрытий отверстий корпуса;
- рулевого устройства, включая рулевые приводы и рулевые
механизмы;
- якорных и швартовных устройств;
- рангоута, стоячего и бегучего такелажа;
- системы текущей и аварийной откачки воды;
- противопожарных систем, конструктивных элементов
противопожарной защиты и средств противопожарной безопасности;
- гребного винта и линии вала, включая подшипники, упругие
соединения и уплотнения;
- главного двигателя и его систем (топливной системы, систем
охлаждения и газовыхлопа);
- вспомогательной энергоустановки и ее систем;
- электрооборудования;
- радионавигационного оборудования;
- сигнально-отличительных огней и сигнальных средств;
- спасательных устройств, оборудования и аварийного снабжения.
6. По результатам первоначального освидетельствования
составляется акт первоначального освидетельствования, на основании
которого выдается свидетельство о годности к плаванию с указанием
класса спортивного судна. Срок действия свидетельства о годности к
плаванию - один год с момента выдачи.
7. Очередное освидетельствование спортивного судна
производится с целью подтверждения соответствия судна требованиям
классификации и безопасности мореплавания и продления действия
свидетельства о годности к плаванию на очередной срок.
8. Спортивное судно должно быть предъявлено к очередному
освидетельствованию не позднее истечения срока действия
свидетельства о годности к плаванию (первоначального или
очередного), а в случае истечения срока свидетельства о годности к
плаванию до начала очередной навигации либо при временном отказе от
эксплуатации судна - до первого выхода судна в плавание.
9. При проведении очередного освидетельствования спортивного
судна представляются следующие документы:
- судовой билет;
- свидетельство о годности к плаванию;
- предыдущий акт освидетельствования (первоначального,
очередного или специального).
10. Очередное освидетельствование судна может производиться
как на берегу, так и на плаву. Очередное освидетельствование
производится в порядке, установленном пунктом 5 настоящих Правил.
11. По результатам очередного освидетельствования составляется
акт очередного освидетельствования, на основании которого при
наличии положительного заключения о годности спортивного судна к
плаванию органом, осуществляющим технический надзор, свидетельство
о годности к плаванию продлевается на очередной срок.
12. Специальное (внеочередное) освидетельствование может быть
произведено в любой момент в случаях изменения типа, назначения или
района плавания спортивного судна, в том числе в результате
ремонта, переоборудования, длительного срока эксплуатации
спортивного судна либо его эксплуатации при неблагоприятных
условиях.
13. Специальное (внеочередное) освидетельствование может быть
произведено как по заявлению лица, представляющего спортивное
судно, так и по решению органа, осуществляющего технический надзор
за спортивными судами в Российской Федерации, при наличии
обстоятельств, указанных в пункте 12 настоящих Правил.
14. В течение срока действия свидетельства о годности к
плаванию обеспечивается соответствие технического состояния
спортивного судна акту освидетельствования (первоначального,
очередного или специального).
15. Наличие видимых повреждений судна, его отдельных элементов
или оборудования является основанием для отказа в проведении любого
из видов освидетельствования до устранения указанных повреждений.
___________