Именем
Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда
Российской Федерации о проверке соответствия Конституции
Российской Федерации ряда положений пункта 1 статьи 4 Закона
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
город Москва 8 июня 2004 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей М.В.Баглая, Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой,
Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение запроса Верховного Суда Российской
Федерации,
у с т а н о в и л:
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Российской
Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 15 декабря 2001 года)
судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее
юридическое образование и соответствующий требованиям,
предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а
также федеральными законами, в том числе имеющий необходимый стаж
работы по юридической профессии, в который включается время работы
на требующих юридического образования государственных должностях в
федеральных органах государственной власти, органах государственной
власти субъектов Российской Федерации, иных государственных
органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации,
а также в государственных органах, существовавших в Российской
Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации,
а также муниципальных должностях, в том числе в органах местного
самоуправления; кроме того, в стаж работы по юридической профессии
включаются время работы на требующих юридического образования
должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо
от организационно-правовых форм и форм собственности, в
научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских
учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических
дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования,
а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
В запросе Верховного Суда Российской Федерации оспаривается
конституционность названных положений, касающихся стажа работы по
юридической профессии как условия для занятия должности судьи. По
смыслу этих положений, как утверждает заявитель, допускается
включать в стаж работы на должностях, требующих юридического
образования, периоды трудовой деятельности лиц, имеющих юридическое
образование, т. е. наличие юридического образования является
необходимым условием для замещения должностей, указанных в пункте 1
статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации", и, следовательно, стаж работы на должностях, требующих
юридического образования, следует исчислять для кандидата на
должность судьи с момента получения им высшего юридического
образования.
Верховный Суд Российской Федерации полагает, что именно такой
подход к исчислению стажа работы по юридической профессии,
необходимого для назначения (избрания) на должность судьи,
содержится в пункте 1 Разъяснений и рекомендаций в связи с
принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в
Российской Федерации" (приняты на заседании Высшей квалификационной
коллегии судей Российской Федерации 15-18 июля 2002 года), которые
являются обязательными для квалификационных коллегий судей при
отборе кандидатов на должности судей и применяются на практике.
По мнению Верховного Суда Российской Федерации, в вопросе о
конституционности содержащегося в пункте 1 статьи 4 Закона
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
нормативного положения, согласно которому в стаж работы по
юридической профессии включается время работы на требующих
юридического образования должностях (в федеральных органах власти,
органах государственной власти субъектов Российской Федерации,
органах местного самоуправления и т. д.), имеется неопределенность,
поскольку из статьи 119 Конституции Российской Федерации не
следует, что необходимый для занятия должности судьи стаж работы по
юридической профессии определяется с момента получения лицом
высшего юридического образования.
2. В силу статьи 119 Конституции Российской Федерации
претендовать на судейскую должность имеет право гражданин
Российской Федерации, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее
юридического образование и стаж работы по юридической профессии не
менее пяти лет; при этом федеральным законом могут быть установлены
дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
По смыслу приведенной диспозитивной нормы, федеральный
законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении
квалификационных требований к судье: конституционный термин
"дополнительные требования" означает, что ему предоставлена
возможность закреплять как требования, в Конституции Российской
Федерации не упоминаемые (как это сделано, например, в статье 8
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации"), так и иные повышенные по сравнению с
установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации
требования (именно таким образом этот термин интерпретируется в
пункте 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации").
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда
Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 декабря 1999
года N 210-О по жалобе гражданина Ю.Е.Багно и подтвержденной в
других определениях по аналогичным жалобам, законодатель - исходя
из конституционно-правового статуса судей (статьи 119-122
Конституции Российской Федерации), предопределенного тем, что они
осуществляют публично-правовые задачи судебной власти, - вправе
предъявлять к судьям особые квалификационные требования как к
представителям судебной власти, включая специальные требования к
кандидатам на должности судей, порядку назначения на должность,
пребывания в должности и прекращения полномочий, а потому нормы,
формулирующие квалификационные требования к судьям, сами по себе не
могут приводить к нарушению конституционных прав граждан.
Следовательно, в вопросе о конституционности предписания
пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации" о том, что в стаж работы по юридической
профессии, необходимый для занятия должности судьи, включается
время работы на требующих юридического образования должностях
государственной или муниципальной службы, - как обусловленного
повышенными требованиями к профессиональной квалификации судей и
являющегося единым для всех кандидатов на судейские должности
судей - неопределенность отсутствует, а значит, отсутствует
предусмотренное в части второй статьи 36 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации" основание для принятия обращения в Конституционный Суд
Российской Федерации к рассмотрению.
3. В запросе Верховного Суда Российской Федерации
утверждается, что согласно Разъяснениям и рекомендациям в связи с
принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и Федерального закона "Об органах судейского сообщества в
Российской Федерации" стаж работы на должностях, требующих
юридического образования, следует исчислять для кандидата на
должность судьи с момента получения им высшего образования.
Это утверждение, однако, не основано на содержании названного
акта. Так, в соответствии с его пунктом 1 "при решении вопроса об
исчислении стажа работы по юридической профессии, необходимого для
назначения (избрания) на должность судьи (для судей Верховного Суда
Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации - не менее 10 лет, для судей верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда
автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского)
военного суда, федерального суда округа - не менее 7 лет, для судей
других судов и мировых судей - не менее 5 лет (пункт 1 статьи 4
Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации" в редакции от 15 декабря 2001 года), следует иметь в
виду, что допускается включать в стаж работы на должностях,
требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности
лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших
высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое
образование (при наличии подтверждающего документа установленного
образца). Для совмещающих обучение в юридическом вузе с работой на
требующих юридического образования должностях, указанных в этом
Законе, стаж начинает исчисляться после успешного окончания того
курса, после которого вузом в соответствии с его уставом выдается
документ установленного образца о неполном высшем юридическом
образовании. При этом учитывается только образование, полученное
претендентом в учебном заведении, имеющем государственную
аккредитацию".
В Разъяснениях и рекомендациях также отмечено, что Инструкция
о порядке определения стажа работы по юридической профессии для
кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996
года после принятия Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации" действует в той мере, в какой она не
противоречит указанному и другим федеральным конституционным и
федеральным законам. Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях
окончательное решение о стаже работы по юридической профессии
принимается соответствующей квалификационной коллегией судей,
рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность
судьи с приведением в заключении мотивов принятого решения.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда
Российской Федерации, поскольку он не отвечает требованиям
Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в
Конституционный Суд Российской Федерации может быть признано
допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".
Конституционный Суд
Российской Федерации
N 214-О