О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по жалобе гражданина Кокорина Олега Валерьевича на нарушение
его конституционных прав положениями подпункта 3 пункта 1
статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации
город Москва 14 декабря 2004 года
Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Селезнева,
А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.М.Данилова,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
предварительное изучение жалобы гражданина О.В.Кокорина,
у с т а н о в и л:
1. Письмом заместителя руководителя инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кирову от
15 марта 2004 года гражданину О.В.Кокорину было отказано в
предоставлении заявленного при подаче в 2004 году налоговой
декларации по налогу на доходы физических лиц социального
налогового вычета в виде сумм, уплаченных им в 2003 году за
медицинские услуги, оказанные физическим лицом, занимающимся
частной медицинской практикой, поскольку, как указано в письме,
социальный налоговый вычет предоставляется только в той сумме,
которая уплачена медицинским учреждениям Российской Федерации.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации
О.В.Кокорин оспаривает конституционность положений подпункта 3
пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации, как не
позволяющих налогоплательщикам, оплатившим медицинские услуги
физическим лицам, имеющим лицензии на осуществление медицинской
деятельности и занимающимся частной медицинской практикой,
воспользоваться социальным налоговым вычетом. По мнению заявителя,
эти положения безосновательно ставят таких налогоплательщиков в
неравные условия с налогоплательщиками, оплатившими медицинские
услуги медицинским учреждениям Российской Федерации, нарушают
принципы всеобщности и равенства налогообложения, приводят к
дискриминации в зависимости от формы собственности, а потому
противоречат статьям 6, 8, 19, 41, 55 и 57 Конституции Российской
Федерации.
2. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса
Российской Федерации при определении размера налоговой базы по
налогу на доходы физических лиц, в отношении которых установлена
ставка 13 процентов, налогоплательщик имеет право на получение
социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом
периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими
учреждениями Российской Федерации ему, его супругу (супруге),
родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет (в соответствии с
перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской
Федерации); общая сумма социального налогового вычета,
предусмотренного данным подпунктом, не может превышать 38 тысяч
рублей; по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях
Российской Федерации сумма налогового вычета принимается в размере
фактически произведенных расходов; перечень дорогостоящих видов
лечения утверждается постановлением Правительства Российской
Федерации; вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется
налогоплательщику, если лечение производится в медицинских
учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление
медицинской деятельности, а также при представлении
налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические
расходы на лечение.
Как следует из названных законоположений, механизм социального
налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в связи с
оплатой медицинских услуг, предполагает, что соответствующая сумма
должна быть уплачена, во-первых, самим налогоплательщиком за счет
собственных средств, причем в течение налогового периода, за
который вычет заявляется, во-вторых, только за медицинские услуги,
включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской
Федерации (в настоящее время действует перечень, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001
года N 201 "Об утверждении перечней медицинских услуг и
дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской
Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет
собственных средств налогоплательщика учитываются при определении
суммы социального налогового вычета").
В подтверждение произведенных расходов налогоплательщик обязан
представить в налоговые органы документы, свидетельствующие о
целевом расходовании средств и о сумме произведенных выплат, исходя
из величины которых ему может быть предоставлен социальный
налоговый вычет. К их числу наряду с платежными документами,
отражающими факт уплаты налогоплательщиком денежных средств за
оказанные медицинские услуги, относится справка об оплате
медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской
Федерации. В соответствии с утвержденной совместным приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам от 25 июля 2001 года о
реализации постановления Правительства Российской Федерации от
19 марта 2001 года N 201 инструкцией данная справка заполняется
всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на
осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной
подчиненности и формы собственности, и удостоверяет факт получения
медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения
здравоохранения за счет средств налогоплательщика.
Таким образом, по смыслу положений подпункта 3 пункта 1 статьи
219 Налогового кодекса Российской Федерации в системе норм,
регулирующих предоставление социального налогового вычета, справку
об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы
Российской Федерации могут выдавать имеющие лицензию на
осуществление медицинской деятельности медицинские учреждения,
являющиеся юридическими лицами, созданными в соответствии с
законодательством Российской Федерации, независимо от ведомственной
принадлежности и формы собственности. Соответственно, нет оснований
утверждать, что круг медицинских учреждений, оплата медицинских
услуг которых позволяет налогоплательщику претендовать на
социальный налоговый вычет, необоснованно ограничивается
учреждениями, относящимися к государственной форме собственности.
3. Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1); в
Российской Федерации принимаются меры по развитию государственной,
муниципальной, частной систем здравоохранения (часть 2). Реализация
названных конституционных предписаний - в силу конституционного
принципа, согласно которому в Российской Федерации признаются и
защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и
иные формы собственности (статья 8, часть 2, Конституции Российской
Федерации), - должна обеспечиваться всеми возможными способами,
направленными на создание условий для эффективного, качественного и
оперативного предоставления гражданам медицинских услуг, а все
формы собственности в сфере здравоохранения - рассматриваться на
равных основаниях.
Принимаемые в этих целях меры, в том числе при формировании
соответствующей законодательной базы, призваны способствовать
повышению доступности медицинских услуг, предоставляемых в рамках
как государственной и муниципальной, так и частной систем
здравоохранения, с учетом степени их необходимости и
востребованности в сложившихся социально-экономических условиях.
Осуществляя соответствующее регулирование в области
налогообложения, в том числе при установлении социальных налоговых
вычетов, уменьшающих налоговое бремя, законодатель должен избегать
необоснованных подходов к разным категориям субъектов медицинской
деятельности, с тем чтобы потребители этих услуг не оказывались в
дискриминационном положении.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской
Федерации в своих решениях, законодатель, определяя те или иные
особенности взимания налоговых платежей, в том числе освобождая
какую-либо категорию налогоплательщиков от уплаты того или иного
налога, не может нарушать принципы налогообложения, в том числе
конституционно-правовой принцип равенства, закрепленный в статье 19
(части 1 и 2) Конституции Российской Федерации (Постановление от
23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных
положений федеральных законов о тарифах страховых взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды. Определение от
7 февраля 2002 года по жалобе гражданки М.И.Кулаковой на нарушение
ее конституционных прав абзацем пятым статьи 4 Закона Российской
Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения").
4. Квалифицирующим признаком социального налогового вычета
выступает целевое расходование налогоплательщиком - физическим
лицом части собственных доходов, в данном случае - на оплату
медицинских услуг.
Исходя из конструкции и предназначения этого вычета,
требования к обеспечению общедоступности медицинских услуг и
необходимости соблюдения конституционного принципа равенства
налогообложения, налогоплательщику, оплатившему медицинские услуги,
должно быть предоставлено право воспользоваться социальным
налоговым вычетом независимо от того, кем - юридическим лицом или
физическим лицом, имеющим лицензию на осуществление медицинской
деятельности и занимающимся частной медицинской практикой, были
предоставлены услуги по лечению.
Следовательно, предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи
219 Налогового кодекса Российской Федерации социальный налоговый
вычет не может рассматриваться в правоприменительной практике как
не допускающий возможность его использования теми
налогоплательщиками, кто оплатил медицинские услуги физическим
лицам, имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности и
занимающимся частной медицинской практикой.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
о п р е д е л и л:
1. Положения подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Налогового
кодекса Российской Федерации в их конституционно-правовом
истолковании не могут служить основанием для отказа в
предоставлении налогоплательщику социального налогового вычета в
сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению,
предоставленные физическими лицами, имеющими лицензию на
осуществление медицинской деятельности и занимающимися частной
медицинской практикой.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации"
конституционно-правовой смысл положений подпункта 3 пункта 1 статьи
219 Налогового кодекса Российской Федерации, выявленный в настоящем
Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их
истолкование в правоприменительной практике.
2. Поскольку для разрешения поставленного гражданином
О.В.Кокориным вопроса не требуется вынесение предусмотренного
статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления,
признать его жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в
заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Правоприменительное решение по делу гражданина Кокорина
Олега Валерьевича подлежит пересмотру с учетом настоящего
Определения, если для этого нет иных препятствий.
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской
газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д.Зорькин
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М.Данилов
N 447-О