ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обращении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства
Российской Федерации М.Е.Фрадкову о неотложных мерах по
сохранению и развитию дорожного хозяйства Российской Федерации"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства
Российской Федерации М.Е.Фрадкову о неотложных мерах по сохранению
и развитию дорожного хозяйства Российской Федерации".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение
Председателю Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкову.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Б.В.Грызлов
Москва
15 апреля 2005 года
N 1747-IV ГД
___________________
ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К Председателю Правительства Российской Федерации
М.Е.Фрадкову о неотложных мерах по сохранению и развитию
дорожного хозяйства Российской Федерации
Уважаемый Михаил Ефимович!
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации с обеспокоенностью отмечает, что установившаяся в
последние годы тенденция к уменьшению финансирования дорожного
хозяйства ведет фактически к нарушению функционирования экономики
России и транспортной системы Российской Федерации.
В таких условиях не могут быть реализованы цели объединения
экономических центров государства, обеспечения хозяйствующим
субъектам полноценной деятельности на внутреннем и международном
рынках, превращения географических особенностей России в ее
конкурентное преимущество. Доля транспортных издержек в
себестоимости российской продукции, которая сейчас в 2-2,5 раза
превышает аналогичную долю издержек в Соединенных Штатах Америки и
государствах Западной Европы, будет возрастать, что негативно
отразится на конкурентоспособности отечественной промышленности и
сельского хозяйства.
В сравнении с 2000 годом расходы на финансирование дорожного
хозяйства за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации уменьшились более чем в два раза, то есть с
389 млрд. рублей в 2000 году до 182 млрд. рублей, ожидаемых в 2005
году (здесь и далее в ценах 2005 года), а доля этих расходов в
общем объеме расходов федерального бюджета в 2005 году сокращена до
3,0 процента в сравнении с 5,5 процента в 2000 году.
Еще более значительно уменьшилась доля расходов на
финансирование дорожного хозяйства за счет средств федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме
валового внутреннего продукта. В 2005 году она составляет 1,1
процента, тогда как в 2000 году равнялась 2,9 процента.
Федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2005 год" на финансирование дорожного
хозяйства в этом году предусмотрено на 11,9 млрд. рублей меньше,
чем в 2004 году. Из расходов, направляемых из федерального бюджета
на финансирование дорожного хозяйства, наиболее заметно уменьшились
расходы, направляемые в виде субсидий бюджетам субъектов Российской
Федерации на финансирование строительства и реконструкции
автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений
на них. По сравнению с 2004 годом они сократились на 11,7 млрд.
рублей, или более чем на треть, а субсидии бюджетам отдельных
субъектов Российской Федерации уменьшились в несколько раз.
Расходы на содержание и ремонт федеральных автомобильных дорог
и искусственных сооружений на них на 2005 год предусмотрены
указанным Федеральным законом в размере 23,7 млрд. рублей, что на
5,6 млрд. рублей меньше, чем в 2004 году.
Сумма капитальных вложений в строительство федеральных
автомобильных дорог и искусственных сооружений на них определена
упомянутым Федеральным законом в размере 30,6 млрд. рублей. Однако
почти 70 процентов этих средств направляются на строительство
только нескольких объектов: кольцевой автомобильной дороги вокруг
города Санкт-Петербурга, автомобильной дороги Адлер - Красная
Поляна и отдельных участков дорог "Дон", "Амур" и "Урал". Для
строительства других федеральных автомобильных дорог на территории
Российской Федерации остается лишь 10,3 млрд. рублей. Это ведет к
увеличению обособленности экономики большинства субъектов
Российской Федерации.
Сохранение сложившейся тенденции к уменьшению финансирования
дорожного хозяйства до размеров, недостаточных для необходимых с
учетом действующих нормативов содержания и ремонта федеральных
автомобильных дорог и автомобильных дорог общего пользования
регионального значения, по данным Министерства транспорта
Российской Федерации, приведет к таким последствиям:
к 2010 году протяженность федеральных автомобильных дорог,
которые используются с превышением установленных
транспортно-эксплуатационных показателей, возрастет в 1,4 раза, что
вызовет уменьшение средней скорости движения автомобильного
транспорта на 20 процентов, а значит, и резкое падение
рентабельности и конкурентоспособности отечественных
товаропроизводителей;
свыше 80 процентов федеральных автомобильных дорог и более 95
процентов автомобильных дорог общего пользования регионального
значения к 2010 году не будут соответствовать нормативным
транспортно-эксплуатационным показателям, что неизбежно повлечет
рост расходов на их содержание и ремонт;
качество автомобильных дорог общего пользования не позволит
России полноценно обеспечивать международные транзитные
автомобильные перевозки на своей территории;
сохранится тенденция к сокращению числа сельских населенных
пунктов и выводу из оборота большого количества земель
сельскохозяйственного назначения.
Вызывает обеспокоенность отсутствие законодательных актов,
необходимых для регулирования отношений в области дорожного
хозяйства. Так, до настоящего времени в Государственную Думу не
внесены проект федерального закона, регулирующий отношения в
области дорожного хозяйства, а также законопроект, направленный на
регулирование пользования платными дорогами; не решены вопросы,
связанные с использованием придорожной полосы и с использованием
концессионных соглашений о строительстве и ремонте автомобильных
дорог.
Таким образом, с одной стороны, бюджетное финансирование
строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог постоянно
уменьшается, с другой стороны, альтернативные финансовые
инструменты, которые смогли бы обеспечивать долгосрочное развитие и
содержание дорожной сети, отсутствуют либо не используются. Вместе
с тем, по мнению депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, до создания альтернативных
механизмов финансирования дорожного хозяйства необходимо
существенно увеличить объем бюджетного финансирования этой отрасли.
В связи с вышеизложенным Государственная Дума просит Вас,
уважаемый Михаил Ефимович, рассмотреть вопросы о разработке
комплекса мер, направленных на сохранение и развитие дорожного
хозяйства Российской Федерации, в том числе о возможности
разработки и внесения в Государственную Думу по результатам
исполнения федерального бюджета в первом квартале 2005 года проекта
федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон
"О федеральном бюджете на 2005 год", предусматривающего увеличение
финансирования дорожного хозяйства в сумме не менее 20 млрд.
рублей, в том числе в форме субсидий и субвенций из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и
реконструкцию, а также ремонт и содержание автомобильных дорог
общего пользования и искусственных сооружений на них в сумме не
менее 10 млрд. рублей, и по результатам исполнения федерального
бюджета за первое полугодие 2005 года проекта федерального закона о
внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на
2005 год", предусматривающего увеличение финансирования дорожного
хозяйства на сумму 20 млрд. рублей.
Москва
15 апреля 2005 года