ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об обращении Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Правительству
Российской Федерации о неотложных мерах по развитию
жилищного строительства, выводу жилищно-коммунального
хозяйства из кризиса, обеспечению государственного
контроля за ценами и тарифами на жилищно-коммунальные
услуги и социальной поддержки малоимущих граждан
при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг"
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Принять обращение Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации "К Правительству Российской Федерации
о неотложных мерах по развитию жилищного строительства, выводу
жилищно-коммунального хозяйства из кризиса, обеспечению
государственного контроля за ценами и тарифами на
жилищно-коммунальные услуги и социальной поддержки малоимущих
граждан при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг".
2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
Правительство Российской Федерации.
3. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение в
"Парламентскую газету" для официального опубликования.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации Б.В.Грызлов
Москва
27 мая 2005 года
N 1924-IV ГД
________________
ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К Правительству Российской Федерации о неотложных
мерах по развитию жилищного строительства, выводу
жилищно-коммунального хозяйства из кризиса, обеспечению
государственного контроля за ценами и тарифами на
жилищно-коммунальные услуги и социальной поддержки
малоимущих граждан при оплате ими жилого помещения и
коммунальных услуг
Государственная Дума Федерального Собрания Российской
Федерации отмечает, что жилищно-коммунальное хозяйство страны
продолжает находиться в состоянии кризиса. До настоящего времени
реформы жилищно-коммунального хозяйства, начатые в 1997 году, не
дали необходимых результатов.
Объем жилищного строительства составляет только половину от
объема жилищного строительства, достигнутого пятнадцать лет назад,
что не только не обеспечивает решение жилищной проблемы, но и даже
не компенсирует износ жилищного фонда. По данным Федеральной службы
государственной статистики и других органов исполнительной власти
Российской Федерации, за период с 1997 по 2003 год количество
ветхого и аварийного жилья увеличилось с 42,3 до 91,3 миллиона
квадратных метров и ежегодно продолжает увеличиваться почти на 5
миллионов квадратных метров. В течение последних пяти лет темпы
роста цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги значительно
превышают темпы роста доходов населения. При этом финансовое
положение организаций коммунального комплекса не улучшается, а
качество предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг остается
низким.
Многие граждане испытывают затруднения при оплате жилого
помещения и коммунальных услуг. Система адресной помощи
малообеспеченным гражданам в виде предоставления им субсидий на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг во многом основывается
на решениях органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, принимаемых исходя из финансовых возможностей
региональных бюджетов. Это приводит к существенной дифференциации
уровня социальной защиты граждан в зависимости от места их
жительства и уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации. Для одинокого пенсионера, имеющего жилое помещение,
площадь которого превышает нормативную площадь жилого помещения,
используемую для расчета субсидий, в условиях роста цен и тарифов
на жилищно-коммунальные услуги такое субсидирование становится
неэффективным.
Сложившееся положение в жилищно-коммунальном хозяйстве
обусловлено многими факторами, в том числе сохраняющимся характером
нерыночных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, низкой
эффективностью системы регулирования цен и тарифов на
жилищно-коммунальные услуги, а также отсутствием государственного
контроля за экономической обоснованностью регулируемых цен и
тарифов.
Государственная Дума отмечает, что деятельность Правительства
Российской Федерации по созданию институциональных основ для
решения проблемы жилищного строительства и осуществления реформы
жилищно-коммунального хозяйства имеет бессистемный характер.
В период 1999-2003 годов Государственной Думой был принят
только один внесенный Правительством Российской Федерации
федеральный закон, который регулирует отношения в сфере
жилищно-коммунального хозяйства и которым вносились изменения
только в одну статью Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992
года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" в части
вопросов, касающихся оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Не обеспечены цели, определенные на первом этапе (2002-2004
годы) реализации федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы, в первую очередь в части реализации подпрограмм
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации
из ветхого и аварийного жилищного фонда".
В сложившейся ситуации депутаты Государственной Думы в целях
реализации поставленной в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации в 2004 году задачи по
формированию рынка доступного жилья приняли необходимые федеральные
законы, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и
Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Однако эффективное правоприменение указанных федеральных
законов невозможно по причине того, что Правительство Российской
Федерации и уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти - Министерство регионального развития Российской Федерации
не исполняют свои обязанности по подготовке и изданию нормативных
правовых актов, необходимых для реализации указанных федеральных
законов. До настоящего времени Правительством Российской Федерации
и федеральными органами исполнительной власти из более чем двухсот
нормативных правовых актов, необходимых для издания в соответствии
с Жилищным кодексом Российской Федерации, Градостроительным
кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами,
направленными на формирование рынка доступного жилья в Российской
Федерации, издано менее десяти.
Депутаты Государственной Думы убеждены, что Правительство
Российской Федерации, обладая полномочиями на проведение единой
государственной социальной политики, обеспечение единства системы
исполнительной власти в Российской Федерации, осуществление
контроля за деятельностью органов исполнительной власти, обязано
принять необходимые меры по обеспечению контроля за экономической
обоснованностью цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги,
социальной поддержки малоимущих граждан при оплате ими жилых
помещений и коммунальных услуг.
В соответствии с вышеизложенным Государственная Дума
предлагает Правительству Российской Федерации:
1) безотлагательно издать нормативные правовые акты,
необходимые для реализации Жилищного кодекса Российской Федерации,
Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального
закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса", других федеральных
законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в
Российской Федерации;
2) уточнить и разделить полномочия Министерства регионального
развития Российской Федерации, Федеральной службы по тарифам и
Федеральной антимонопольной службы в сфере регулирования цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги и осуществления контроля за
экономической обоснованностью указанных цен и тарифов;
3) внести изменения в Положение о Министерстве регионального
развития Российской Федерации, касающиеся наделения указанного
федерального органа исполнительной власти полномочиями на
проведение единой государственной социальной политики в сфере
жилищно-коммунального хозяйства;
4) в 2006 году снизить размер федерального стандарта
максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату
жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе с 22 до 18
процентов. Предусмотреть в последующие годы поэтапное снижение
размера указанного федерального стандарта до 15 процентов;
5) в 2006 году обеспечить соответствие федерального стандарта
предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на
один квадратный метр общей площади жилья в месяц экономически
обоснованным затратам;
6) в 2006 году предусмотреть увеличение размера федерального
стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для
расчета субсидий, для одиноко проживающих пенсионеров с 33 до 45
квадратных метров, для семьи, состоящей из двух пенсионеров, с 42
до 60 квадратных метров;
7) до 1 июля 2005 года утвердить методики расчета экономически
обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
8) до 1 сентября 2005 года внести в Государственную Думу
проект федерального закона о финансовом оздоровлении организаций
жилищно-коммунального комплекса;
9) организовать осуществление мониторинга технического
состояния основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, цен и
тарифов на жилищно-коммунальные услуги и контроля за экономической
обоснованностью указанных цен и тарифов;
10) до 1 июля 2005 года разработать и утвердить новую редакцию
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, уточнив
содержание предусмотренных указанной программой мероприятий по
модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации,
энергосбережению и широкому внедрению соответствующих приборов
учета, переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда
и предусмотрев значительное увеличение финансирования
предусмотренных указанной программой мероприятий. Обеспечить
включение необходимых для реализации этой программы средств
федерального бюджета в состав перспективного финансового плана на
2006-2008 годы.
Государственная Дума считает необходимым заслушать в
Государственной Думе до 1 октября 2005 года информацию о том, какие
из предложенных в настоящем Обращении мер реализованы
Правительством Российской Федерации.
Москва
27 мая 2005 года