П О Л О Ж Е Н И Е
Федерального фонда обязательного медицинского страхования
от 2 июня 2005 г. N 5А/7.2
О порядке расчета дотаций Федерального фонда ОМС
на выполнение территориальных программ обязательного
медицинского страхования субъектов Российской Федерации
в рамках Базовой программы ОМС
Зарегистрировано Минюстом России 21 июля 2005 г.
Регистрационный N 6815
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок расчета и
предоставления Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования (далее - Фонд) дотаций территориальным фондам
обязательного медицинского страхования (далее - территориальные
фонды) на выполнение территориальных программ обязательного
медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее -
территориальные программы).
2. Финансовая помощь территориальным фондам направляется на
безвозмездной и безвозвратной основе в виде дотаций Фонда на
выполнение дефицита финансирования территориальных программ ОМС в
рамках Базовой программы ОМС (далее - дотации).
Источником средств для выделения дотаций являются средства
статьи бюджета Фонда "Дотации на выполнение территориальных
программ обязательного медицинского страхования в рамках Базовой
программы обязательного медицинского страхования".
II. Порядок расчета размера дотаций
1. Общий объем дотаций, предусмотренный в бюджете Фонда на
очередной финансовый год, распределяется по субъектам Российской
Федерации в следующих пропорциях:
I часть - 60% от общего объема дотаций Фонда распределяется
безусловно пропорционально условно-расчетному дефициту
территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы
обязательного медицинского страхования (далее - Базовая программа
ОМС);
II часть - 40% от общего объема дотаций Фонда распределяется в
зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской
Федерации.
2. Для расчета размера дотаций Фонда, направляемых субъектам
Российской Федерации, применяются следующие исходные данные:
Sф = S1 + S2 - общая сумма дотаций,
где S1, S2 - части дотаций, распределяемые:
S1 - безусловно всем субъектам Российской Федерации j
пропорционально дефициту территориальной программы ОМС в рамках
Базовой программы ОМС Dj ;
S2 - только наименее обеспеченным субъектам Российской
Федерации j (Qj < 1);
Br = 762,6 руб. - базовый норматив страхового взноса на одного
неработающего, применяемый для определения расчетного поступления
страховых взносов;
pG = 1612,5 руб. - минимальный подушевой норматив затрат по
Базовой программе (единый для всех субъектов Российской Федерации);
К = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание
АУП
административно-управленческого персонала (далее - АУП);
kpj - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к
заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие
надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного
районов), применяемый в субъекте Российской Федерации (по данным
Минфина России);
Nзj - численность застрахованного населения в субъекте
Российской Федерации j;
Nнрj - численность неработающего населения в субъекте
Российской Федерации j;
Gj - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС;
Dj - дефицит территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС j (с учетом kpj);
D - суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках
БП
Базовой программы ОМС, D > Sф;
БП
Qj - уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской
Федерации j (расчетный по данным Минфина России);
Wj - прогноз поступления единого социального налога в субъекте
Российской Федерации j;
BNj - расчетно-нормативный объем страховых взносов на
неработающее население в субъекте Российской Федерации j
(Br x Nнрj x kрj);
k21j - поправочный коэффициент размера второй части субсидии,
распределяемой в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности
субъекта Российской Федерации j;
k22j - коэффициент стимулирования;
BPj - плановые поступления страховых взносов на одного
неработающего в субъекте Российской Федерации j, утвержденные в
бюджете территориального фонда обязательного медицинского
страхования (далее - Территориальный фонд) на очередной финансовый
год;
Bj = BPj / Nнрj - величина взноса на одного неработающего в
субъекте Российской Федерации j.
3. Размер первой части дотации субъекту Российской Федерации
определяется исходя из условно-расчетного дефицита финансирования
территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и
коэффициента компенсации условно-расчетного дефицита финансирования
территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС за
счет средств бюджета Фонда по формуле:
S1j = Dj - K1,
где:
S1j - размер дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации
j на первом этапе;
Dj - условно-расчетный дефицит финансирования территориальной
программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется
как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в
рамках Базовой программы ОМС (приложение N 1) и суммой
прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного поступления
страховых взносов на обязательное медицинское страхование
неработающего населения по формуле:
Dj = Gj - PWj, где PWj = Wj + BNj;
K1 - коэффициент компенсации условно-расчетного дефицита
финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, который рассчитывается
по формуле:
K1 = S1 / D ,
БП
где:
S1 - первая часть дотации Фонда, выделяемой субъекту
Российской Федерации j;
D - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования
БП
территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС,
который определяется по формуле:
D = сумма Dj,
БП
где сумма Dj - суммарный условно-расчетный дефицит
финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой
программы ОМС.
4. Вторая часть дотации субъекту Российской Федерации
направляется наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации,
для которых Qj < 1, и определяется по формуле:
S2j = k21j x D2j x S2 / D2,
где:
S2j - вторая часть дотации, распределяемая в зависимости от
уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j;
k21j - коэффициент дотирования условно-расчетного дефицита
финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС определяется по формуле:
k21j = kb1j x (1 - Qj), где kb1j = 1, если Qj < 1, иначе kb1j = 0;
D2j - непокрытый условно-расчетный дефицит финансирования
территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС после
выделения первой части дотации, для которого Qj < 1, определяется
по формуле:
D2j = Dj - S1j;
S2 - вторая часть дотаций Фонда;
D2 - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования
территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС
наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации после
выделения первой части дотации определяется по формуле:
D2 = сумма (D2j x k21j).
5. Объем дотаций по каждому субъекту Российской Федерации,
распределяемой на I и II этапах, утверждается в приложении к
федеральному закону о бюджете Фонда на очередной финансовый год в
абсолютных цифрах.
III. Порядок предоставления дотаций территориальным фондам
обязательного медицинского страхования
Перечисление дотаций осуществляется на основании закона о
бюджете Фонда на очередной финансовый год за счет средств,
предусмотренных в бюджете Фонда по соответствующему коду
классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Дотации зачисляются в установленном порядке на счета
территориальных фондов с отражением их в доходах бюджетов
территориальных фондов.
Дотации перечисляются на счет Территориального фонда
ежемесячно в размере не менее 1/12 годовой суммы средств,
предусмотренных на указанные цели в законе о бюджете Фонда на
очередной финансовый год, по каждому субъекту Российской Федерации
с учетом фактического исполнения бюджета Фонда.
IV. Порядок расходования и контроля
за целевым использованием дотаций
Дотации, полученные территориальными фондами, направляются на
финансирование территориальных программ.
Финансовый контроль за целевым и рациональным расходованием
дотаций осуществляется Фондом в соответствии с действующим
законодательством.
В рамках осуществления Фондом контроля за целевым
расходованием средств Территориальный фонд ежемесячно в
согласованные с Фондом сроки представляет отчет о расходовании
средств, направленных Фондом на выполнение Территориальной
программы в объеме, соответствующем Базовой программе ОМС.
Нецелевое использование дотации устанавливается по результатам
проверок Территориального фонда контрольными органами Министерства
финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации
или контрольно-ревизионным управлением Фонда либо на основании
анализа представленного отчета Территориального фонда об
использовании средств дотации.
В случае установления факта нецелевого использования дотации,
выразившегося в направлении Территориальным фондом и использовании
ее на цели, не соответствующие условиям получения, дотация подлежит
возврату на счет Фонда.
Возврат финансовых средств со счета Территориального фонда
осуществляется в месячный срок с момента поступления в Фонд
документов, подтверждающих факт нецелевого использования дотации, и
уведомления Территориального фонда в установленном порядке.
Невозврат дотации, использованной не по целевому назначению,
по истечении срока, установленного для ее возврата, влечет
прекращение предоставления дотаций Территориальному фонду.
Средства, возвращенные на счет Фонда в связи с использованием
дотаций не по целевому назначению, учитываются в бюджете Фонда по
соответствующим кодам доходов и расходов бюджетной классификации
Российской Федерации.
Председатель Правления
Федерального фонда ОМС М.Ю.Зурабов
____________
Приложение N 1
Р А С Ч Е Т
стоимости Базовой программы субъекта
Российской Федерации
Стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС определяется исходя из нормативов финансовых затрат
на единицу объема медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической,
стационарной (больничной) и стационарозамещающей, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004
N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год"
(таблица 1), с учетом районного коэффициента к заработной плате,
численности застрахованного населения по субъекту Российской
Федерации и коэффициента учета затрат на содержание АУП системы ОМС
по формуле:
Gj = pG x Nзj x kpj x K ,
АУП
где:
pG - минимальный подушевой норматив затрат (см. таблицу 1);
Nзj - численность застрахованного населения в субъекте
Российской Федерации;
kpj - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к
заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие
надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного
районов) (по данным Минфина России);
К = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание АУП.
АУП
Условно-расчетный дефицит финансирования территориальной
программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется как
разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках
Базовой программы ОМС и суммой прогнозируемых налоговых поступлений
и расчетного размера страховых взносов на обязательное медицинское
страхование неработающего населения по формуле:
Dj = Gj - PWj, где PWj = Wj + BNj,
где:
Gj - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой
программы ОМС;
Wj - прогнозируемые поступления (ЕСН, другие налоги и
неналоговые поступления, рассчитанные в соответствии с действующим
налоговым законодательством) в субъекте Российской Федерации ОМС;
BNj - расчетно-нормативный объем страховых взносов на
неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Br -
поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения
(млн. руб.) исходя из расчетного норматива страховых взносов на 1
неработающего 762,6 рублей (с учетом влияния регионального
коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг) и
численности застрахованного неработающего населения).
Суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках
Базовой программы ОМС (D ) определяется по формуле:
БП
где сумма Dj - суммарный дефицит финансирования
территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС.
Р А С Ч Е Т
минимального подушевого норматива финансирования
Базовой программы ОМС на 2006 год
Таблица 1
+-----------------------------------------------------------------+
| Виды медицинской помощи, |Нормативы| Нормативы |Минимальный |
|финансируемые из средств ОМС | объема |финансовых | подушевой |
| (единица измерения объема | меди- | затрат на | норматив |
| медицинской помощи) | цинской | единицу | финанси- |
| |помощи на| объема | рования |
| | 1 жителя|медицинской| Базовой |
| | в год<1>| помощи<2> | программы |
| | | (руб.) | ОМС |
| | | | (руб./на |
| | | | жителя) |
| | | | (гр. 1 х |
| | | | гр. 2), pV |
+------------------------------+---------+-----------+------------|
| А | 1 | 2 | 3 |
+------------------------------+---------+-----------+------------|
|1. Амбулаторно-поликлиническая| 8,46 | 75,6 | 639,6 |
|помощь (посещение врача) | | | |
+------------------------------+---------+-----------+------------|
|2. Стационарная помощь | 1,94 | 452,6 | 878,0 |
|(койко-день) | | | |
+------------------------------+---------+-----------+------------|
|3. Дневные стационары (день | 0,48 | 197,7 | 94,9 |
|лечения) | | | |
+------------------------------+---------+-----------+------------|
|4. Итого | - | - | 1612,5 |
+------------------------------------------------------------------
___________
<1> Утверждены постановлением Правительства Российской
Федерации от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской
помощи на 2005 год" (далее - Постановление) в расчете на 1000
человек и пересчитаны на 1 жителя.
<2> Показатели нормативов финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного
медицинского страхования, утвержденные Постановлением в расчете на
1000 человек, пересчитаны на 1 жителя и скорректированы с учетом
прогнозируемого индекса роста потребительских цен на 2006 год
107%. Расчетный норматив страхового взноса на одного неработающего
на 2005 год в размере 712,7 рублей также скорректирован с учетом
индекса потребительских цен на 2006 год.
____________